Дальневосточный автодорожный институт


Главная

Кафедры:

АД
МОиФ
СМиИ
ГиЗ

Наука

История
Выпускники:
ОДД

Студенческая
жизнь


Почта

Форум
Гостевая

Дороги России -
автомобильные дороги дорожное строительство дорог автодороги дорожные знаки

История становления и развития Дальневосточного автодорожного института

Важность развития транспортной системы на Дальнем Востоке сделала необходимым открытие в 1958 году в Хабаровске автомобильно-дорожного института. Прошло более сорока лет, а актуальность проблемы не только не уменьшилась, но значительно возросла. Это понятно, ведь в изменившихся геополитических условиях Дальний Восток приобрел значение новых широко распахнутых ворот Российской Федерации в экономику стран Азиатско-тихоокеанского региона

1 сентября 1958 года в составе института был один факультет, без названия, т.к. коллектив студентов состоял только из первокурсников. Ректором института был доцент Михаил Павлович Даниловский, а первым деканом - доцент Леонид Михайлович Нишневич, он также возглавлял кафедру "Геодезия". 150 студентов были зачислены на специальности "Автомобильные дороги", "Строительные и дорожные машины", "Автомобили и автомобильный транспорт", "Промышленное и гражданское строительство". 18 преподавателей распределились по кафедрам: "Физика" (зав. кафедрой К.Б. Куренщиков), "Химия" (зав. кафедрой А.С. Кануников), "Иностранные языки" (зав. кафедрой Г.Г. Золотницкая), "Геодезия" и сводная кафедра "Начертательная геометрия, черчение, математика и теоретическая механика" (зав. кафедрой Н.П. Парфенов). Эту кафедру в шутку называли "Графоматикой". Была и военная кафедра во главе с молодым выпускником аспирантуры военно-транспортной академии подполковником Г.Е. Шикаренко.

Через 2 года, в связи с организацией подготовки студентов по избранным специальностям, были организованы четыре факультета, в том числе и автодорожный факультет. Специалиста-дорожника для руководства факультетом найти сразу не удалось, и тогда и.о. декана был назначен ст. преподаватель кафедры "Физика" Павел Иванович Попов.

Еще через год из числа специалистов, приглашенных из центральных вузов страны, на должность декана пришел специалист по дорожно-строительным материалам, выпускник аспирантуры Дрезденской Technischen Schul Алексей Николаевич Нечаев. Вместе с ним прибыл выпускник этого же вуза Юрий Васильевич Петровский, которого многие поколения студентов искренне уважали и любили за глубокие знания и человечность.

Новые специалисты развили активную деятельность. Появились новые кафедры и лаборатории. Первым заведующим кафедры "Автомобильные дороги" стал доцент Алексей Евгеньевич Бельский. Это был уже сложившийся специалист в области проектирования автомобильных дорог. При факультете начала действовать дорожно-исследовательская лаборатория (ДИЛ) во главе со специалистом-мостовиком доцентом Валентином Валентиновичем Черкасовым. Кафедру дорожно- строительных материалов организовал и возглавил очень опытный специалист и великолепный организатор доцент Георгий Иосифович Черкасов. В среде преподавателей этих двух Черкасовых по товарищески коротко называли "В.В." и "Г.И.". Факультет бурно рос, развивался, а по количеству и качеству научных исследований быстро вышел на первое место в институте, который к тому времени был преобразован в Хабаровский политехнический институт (ХПИ). Особенно активную роль в этом сыграла ДИЛ, объединившая усилия всех специалистов-дорожников, работавших на автодорожном факультете.

С первых лет существования руководство ХПИ во главе с М.П. Даниловским много усилий прилагало к приглашению специалистов из ведущих вузов страны: МАДИ, ХАДИ, СибАДИ, и других. В то же время направлялись на учебу в аспирантуру и преподаватели ХПИ. Одним из первых в аспирантуру ХабИИЖТа был направлен Г.П. Собин.

В 1963 году Г.П. Собин был избран деканом дорожного факультета, сменив А.Н. Нечаева. Кафедрой "Автомобильные дороги" в это время руководил доцент Вячеслав Леонидович Кучеренко. Он только что принял кафедру от А.Е. Бельского, уехавшего на запад. Примерно в это же время переехал на работу в Белдорнии В.В. Черкасов, и Вячеславу Леонидовичу поручили возглавить ДИЛ. Таким образом, с 1964 года кафедра "Автомобильные дороги" и ДИЛ были связаны воедино.

В 1961 году на дорожном факультете появилась вторая специальная кафедра "Мосты и тоннели". Ее возглавил выпускник Харьковского АДИ - Константин Александрович Дараган. Вместе с ним для работы на кафедре "Дорожно-строительные материалы" приехала его жена Нина Сергеевна. В составе этой кафедры уже работал сложившийся коллектив, в составе которого ведущими были доценты Г.И. Черкасов и В.Н. Зубец.

В 1964 году доцент К.А. Дараган был выдвинут на должность проректора ХПИ по научной работе. Это, конечно, усилило позиции дорожного факультета, преподавательский коллектив которого уже зарекомендавал себя в решении многих научно-производственных проблем и установил связи с дорожными организациями Дальнего Востока и научными коллективами Москвы, Ленинграда, Омска, Киева, Владивостока и, конечно, Хабаровска.

В 1962 году была организована кафедра "Инженерная геология и механика грунтов", возглавляемая опытным производственником доцентом Владимиром Григорьевичем Фетисовым. На протяжении нескольких лет к факультету была прикреплена военная кафедра, которую после отъезда Г.Е. Шинкоренко возглавил полковник Павел Петрович Рожко, который после демобилизации из армии остался в ХПИ на должности проректора по заочному и вечернему обучению.

Сегодня невозможно не упомянуть многих специалистов, пришедших в коллектив факультета и оставивших заметный след в его истории.

На кафедре "Автомобильные дороги" это: Алексей Евгеньевич Бельский, Вячеслав Леонидович Кучеренко, Георгий Ефремович Шинкоренко (после демобилизации из армии), Алексей Николаевич Нечаев, Юрий Васильевич Петровский, Сергей Григорьевич Цупиков. На кафедре "Мосты и тоннели": Валентин Валентинович Черкасов, Константин Александрович Дараган, Павел Петрович Рожко, Владимир Иванович Кулиш.

Сложившийся сильный авторитетный коллектив преподавателей не мог не увлечь за собой наиболее способных студентов-выпускников. Так, в 1966 году был оставлен на кафедре "Автомобильные дороги" молодой выпускник Аполенар Иванович Ярмолинский. Еще в студенческую пору он вместе с однокурсниками занимался в СНО под руководством Г.П. Собина. Эти исследования переросли спустя много лет в докторскую диссертацию А.И. Ярмолинского, а для Виктора Сергеевича Петухова послужили основой в его деятельности на посту главного инженера Хабаровскавтодора.

Через СНО и аспирантуру прошли и успешно защитили кандидатские диссертации Валентин Григорьевич Рындин, Аполенар Иванович Ярмолинский, Виктор Владимирович Лопашук, Владимир Васильевич Боровиков, Андрей Егорович Казаринов, Александр Петрович Пичкунов, Анатолий Васильевич Хромченко, Михаил Владимирович Чернов.

Под руководством Владимира Ивановича Кулеша подготовили в институте и защитили кандидатские диссертации Юрий Степанович Глибовицкий, Виктор Николаевич Зайцев, Игорь Юрьевич Белуцкий, Василий Егорович Казаринов, Сергей Николаевич Томилов, Владимир Аполенарьевич Ярмолинский, Андрей Вячеславович Никитин. Сегодня они составляют основу коллектива ДВАДИ.

Используются технологии uCoz